Александр Гривко: Далеко не всем нужны модные сады!
Александр Гривко изучал экономику в МГУ, но оставил престижный университет ради занятий в международной школе флористов-дизайнеров. В 1999 году вместе с партнерами основал ландшафтную компанию Il nature, которая сегодня имеет офисы в Москве, Париже и Лондоне. Он запроектировал и создал более 70 садов в разных уголках мира. Один из его друзей назвал его стиль «фантазийный функционализм с применением классических приемов». Многие считают его гением в ландшафтной отрасли. Он же называет себя скромно: «пейзажист».
Наш розговор — о дизайне, о ландшафте, о моде и создании садов.
L&A Александр, сегодня часто можно услышать мнение, что дизайн — новая религия современности, а термины бренд, брендинг, ребрендинг обладают едва ли не силой мантры. Что Вы думаете об этом?
Мне кажется, мнение о том, что дизайн — новая религия современности, — не совсем точное. С одной стороны, да, мы заложники каких-то брендов, но с другой — жизнь идет своим чередом, все расставляя по местам.
Мое поколение сделало шаг вперед в области дизайна, в это вкладывались огромные деньги. Вкладывались теми, кто сейчас владеет Шанелью и проч. Я много езжу по миру, и вижу, что для Азии, для жителей Китая, для России, Казахстана, Японии, Индонезии, Украины бренды — важный элемент самоидентификации.
А вот западное общество в последнее время все больше отходит от поклонения брендам. В особенности, это касается молодежи — новое поколение относится к брендам более чем спокойно и даже с некоторым, я бы сказал, отрицанием. Для тинэйджеров, студентов из Лондона, Парижа, Нью-Йорка… для них это не имеет значения. Возможно, это объясняется протестной сущностью их возраста, а возможно — и я склоняюсь больше к этому мнению — у нового поколения другие ценности, чем у моего. Современная молодежь далека от того поклонения брендам, на котором выросло мое поколение. Мы окружали себя вещами, которые должны были соответствовать высокому вкусу, стилю, моде. А для нового поколения французов, американцев, для молодежи современной Европы сегодня это вторично, я бы даже сказал — им параллельно, брендовая вещь или нет. Но есть вещи, которые можно сейчас назвать высоким искусством. Например, то что делал Диор, Шанель, Ив Сен Лоран… Даже Заха Хадид — это теперь уже искусство!
L&A А что же наши ландшафтные дизайнеры? Обладают ли они сегодня достаточным инструментарием для своего творчества, чтобы не чувствовать себя маргиналами среди прочих дизайнеров?
Понятие «ландшафтный дизайн» и «ландшафтный дизайнер» присуще постсоветскому пространству. В Европе, на Западе таких понятий нет.
Да и лично для меня не совсем понятен термин «ландшафтный дизайнер». Более близко мне — «ландшафтный архитектор». Это тот, кто создает архитектуру сада, кто строит сад.
Моя профессия на французском языке звучит как «пейзажист». «Садовник», «жардин» — это другое, а ландшафтный архитектор — третье.
Когда я придумываю образ сада, я никогда не думаю, какие виды растений буду использовать — это вторично. Я представляю объемы, и мне неважно, из чего они будут сделаны. Для меня важно почувствовать пространство, создать объемы, рамки, кулисы, ощущения. Безусловно, для меня важны растения как масса, из которой я создаю архитектуру. Но мне неважно, какие именно будут цветы — они всего лишь создадут настроение. Букет — это же не навечно, это временно, это я уяснил еще с юности, когда работал в цветочном магазине и составлял букеты из срезанных цветов.
Я работаю как художник. У меня принцип создания сада сродни построению декораций. Но если на сцене декорации меняются, то у меня — смена образов происходит по мере движения по саду. И эти декорации придумываются мной очень тщательно и заранее. И, гуляя по саду, продвигаясь вперед, ты видишь удивительные, а порой и совершенно безумные картины.
L&A А с чего обычно начинается процесс создания проекта?
Сначала я смотрю место, потом рождается идея, потом на бумаге появляется эскиз. А потом специалисты нашей компании смотрят, насколько возможно реализовать идею с инженерной точки зрения. Потом к работе подключаю ботаников: вот они-то мой «растительный массив» детализируют. И бывает, что целые консилиумы проводим, вот как, например, когда проектировали сад в Этрета: место здесь прекрасное, открываются просто сумасшедшие виды, климат удивительный, но… соли океана… а их переносят далеко не все растения. Мы даже ходили и смотрели, что растет в садах у местных жителей, чтобы сделать максимально точный выбор.
В целом же замечу: у нас достаточно большая команда, и каждый хорошо знает свое дело.
L&A Многие считают вас модным ландшафтником, гениальным садовником. Как Вы относитесь к славе?
Нет, я не считаю себя гениальным. Я садовник- пейзажист. Что касается гениальности, то все просто — Бог создал Землю и человека, а человек должен продолжать дело Господа. Каждый из нас создан для созидания. Мой удел — создавать сады!
L&A Какими навыками, компетенциями должен обладать человек, создающий ландшафты? Или это — спонтанное творчество?
Создание сада — это творчество. Но при этом нужно обладать колоссальными знаниями, быть и инженером, и архитектором, и ботаником. У меня вызывают вопрос люди, которые, называя себя ландшафтными архитекторами, не знают азы ботаники. Не знают, какие растения и где могут расти, какие у них могут быть болезни. Или, когда ты не понимаешь, как сделать дренажную систему. Если ты не знаешь этих элементарных вещей, то какой же ты профи этого направления?
L&A В нашей стране — множество курсов и школ, которые обучают ландшафтному дизайну и некоторые даже обещают, что «любая домохозяйка может стать прекрасным ландшафтником». Что Вы об этом думаете?
На самом деле, меня расстраивает и огорчает огромное количество курсов, школ, университетов, которые дают образование, но как-то однобоко. И трехмесячные курсы -это может быть старт, но никак не завершение обучение!
Я помню, в 90-х годах минувшего столетия по ТV нам говорили, что в ближайшие 10 лет ландшафтный дизайнер станет самой востребованной профессией, и, следует признать, что жизнь оправдала эти смелые прогнозы. Но когда началось массово строительство новых загородных усадьб, и возникла необходимость их озеленять и благоустраивать, все прекрасные специалисты старой озеленительной школы, которые создавали сады в советский период, куда-то разом исчезли.
Потом начался какой-то адский треш, не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. Наплодили невероятное количество «специалистов» с дипломами сомнительного происхождения. Сами себе создали какую-то нереальную конкуренцию при том, что в таком количестве эти специалисты просто не востребованы…Наверно должно пройти время, они как через сито отсеются… Куча ландшафтных дизайнеров, работающих сейчас на постсоветском пространстве — это явный перебор!
L&A А как в Европе со специалистами данного профиля?
В Европе функции ландшафтников выполняют садовники или специалисты, работающие при садовых центрах. Например, в Нормандии, никому и в голову не приходит прийти к ландшафтнику и попросить помочь обновить свой сад — это не принято, владельцы сами с этим справляются.
Ландшафтных архитекторов здесь мало и спрос на них невелик, это дорого, в конце концов. Ландшафтных архитекторов привлекают, чтобы построить общественный парк, какое-то общественное пространство. Например, новый парк на Мадейре, который мы создаем с командой, финансирует государство. Как правило, государства в подобных случаях объявляют тендер.
Есть еще и частные владения, и, если это реставрация какого-то старинного парка, то нужны специалисты высокого уровня. Например, вот у нас дом Луи Виттон. В реставрацию его сада будут инвестировать офигенную сумму, десятки миллионов евро… Это важные градообразующие стратегические объекты, которые будут привлекать дополнительных туристов, увеличится доход у владельцев кафе, сувенирных лавочек… И вот только в таких случаях обращаются, но таких заказчиков единицы…
L&A Когда Вы поняли, что растения — это «Ваше все»?
С раннего детства. У моего дедушки был дом между Черниговом и Киевом, и он занимался садоводством. В селе у каждого был палисадник и огород, а у дедушки — прекрасный сад с цветами; в нем росли пионы, ирисы, флоксы, розы — все это красиво цвело, люди останавливались, глазели. Мы приезжали к нему на лето. В совершенно юном возрасте, на уроке природоведение я научился размножать какие-то достаточно простые растения и мне это страшно понравилось. Я начал погружаться в эту тему, читать литературу, коллекционировал луковичные…
На момент, когда нужно было выбирать куда пойти учиться, я обладал достаточными знаниями по биологии, но куда поступать после школы, еще не понимал. Родители настояли на том, чтобы я получал экономическое образование. Я поступил, проучился год, а потом мне «подвернулась» школа, где обучали флористике. Были великолепные преподаватели: чудесный флорист из Швейцарии, преподаватели из Украины. Эта тема меня увлекла. Потом я устроился в магазин по флористике — и так у меня все удачно пошло, и владельцы были довольны. Я начал зарабатывать деньги и продолжил учиться, позже получил образование за границей. Мне вообще кажется, что в жизни мне очень повезло — я занимаюсь любимым делом.
L&A Кого Вы считаете учителями?
Моим первым учителем был мой дедушка — именно в его саду прошли первые уроки по посадке и размножению растений.
Но главным учителем и архитектором я считаю Андрэ Ленотра. Именно он создал то, что я сейчас проповедую: Ленотр из растений смог создать архитектуру! Причем настоящую архитектуру, достаточно грандиозную, его наследие известно всему миру, им восхищаются. Это человек, на которого я ориентировался всегда. То, что он думал, — это абсолютно и прекрасно. Его творчество, его наследие — это мое, я это чувствую. Причем, если то был 17 век, он подражал, переосмыслял Эпоху Возрождения, и это считается французской школой ландшафтной архитектуры. А можно посмотреть с точки зрения самой технологии на то, что он сделал; его опыт, знания — это можно переложить на все что угодно! Можно создать свой стиль, образ, свое пространство, которое формируется из зеленой массы, может быть, даже футуристический сад с помощью растений! Ландшафтный архитектор — это человек, который умеет строить из растений.
И чтобы понять, что такое ландшафтный архитектор, нужно очень хорошо изучить творчество Ленотра. Когда мы говорим о садах Эпохи Возрождения, тех, что построены итальянцами, следует понимать, что это — еще не совсем ландшафтная архитектура. Это — начало перехода к синтезу, период, когда у человека уже появляется потребность делать прекрасное, но растения все еще остаются на вторых ролях. А Ленотр рискнул все переиначить, главными сделав растения!
Построить дом, город — это одна профессия, построить сад — другая. Ландшафтный архитектор должен чувствовать место, быть и ботаником, и архитектором в одном флаконе. Тогда у него все получится!
L&A Что Вас вдохновляет?
Меня многое вдохновляет. Друзья. Люди, с которыми я работаю. Мой любимый человек. Природа, место, которое предстоит преобразовать.
L&A Что самое важное для человека творческого?
Самое важное — от творчества, от садотворчества получать удовольствие. А еcли еще люди, с которыми ты работаешь, для которых ты работаешь, счастливы, — вот это есть самое-самое главное!
L&A Поделитесь секретами создания сада?
Все начинается с долгих переговоров. На самом деле я очень долго соглашаюсь, делать или не делать. К сожалению, не всем, кто ко мне обращается, я могу создать сад. Или могу, но через год-полтора…
На проект уходит минимум полгода, даже если это небольшой сад. Потом время на согласование деталей сада, бюджета. Потом это все еще надо построить. Построить, к слову, быстрее, чем пройти процесс согласования.
L&A Заказчик быстро соглашается с Вашими идеями?
Обычно заказчик сразу соглашается на предложенную мной идею, и все идет легко. И клиенты становятся друзьями. Наверно так и должно быть, ведь все должны получить удовольствие. Ведь если он меня выбрал, то значит он должен по идее мне доверять.
В моей практике было только два случая, когда не складывались отношения с заказчиком — и тогда лучше расторгнуть отношения.
L&A Как Вы понимаете, какой должен быть сад?
Иногда ощущение от места, иногда от строения, а иногда ассоциации от образа жизни людей.
L&A Очень много споров о моде на сад, ландшафтный дизайн. Как Вы к этому относитесь? Что, по-вашему, мода на ландшафт?
Мода — это что диктует Челси. Это можно отслеживать как тенденцию. Но далеко не всем нужны модные сады. Главное, чтобы в саду заказчику было комфортно, чтобы он отвечал их ожиданиям и приносил им удовольствие.
L&A Вы много путешествуете, какие уголки мира вас привлекают?
В основном я путешествую по работе — ведь у меня проекты в разных странах. А мой идеальный отдых — это какой-нибудь тихий, спокойный остров, где нет никакой связи с внешним миром.
L&A Какой Ваш любимый сад?
Почти все французские сады, созданные Ленотром. А самый мой любимый сад, созданный не мэтром, но в духе его садотворчества — это сад Шато-де-Куранс. Когда ты гуляешь в Версале, сложно оценить его грандиозность и масштаб — слишком много посетителей. А вот в этом саду ощутим и масштаб, и величие, и красота!