Германия. Баден-Баден. Розы на курорте
Заслуживает внимания, потому что:
– расположен в необыкновенно живописном месте и имеет удивительную архитектура сада, где современные дизайнерские идеи гармонично «вписались» в существующую барочную структуру, сохранив регулярность и очарование старины;
– здесь можно увидеть буквально все существующие приемы, выработанные в практике розоводства до сегодняшнего дня.
Баден-Баден – небольшой немецкий городок, находится в 60 км от Страсбурга и в 40 км от Карлсруэ. Знаменит своими горячими целебными источниками и международными кинофестивалями.
В 1950-х годах по решению бургомистра Баден-Бадена, Альберта Геннера, и при поддержке тогдашнего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (было поручено директору садов города, Вальтеру Ригеру, устройство розария для проведения ежегодных конкурсов новых роз. С такой инициативой выступила Немецкая Ассоциация Друзей Роз (GDR). Баден-Баден был выбран не случайно: мягкий климат в долине, окруженной невысокими горами, и плодородные почвы делали это место идеальным для демонстрации новинок в области селекции.
М.Ригер избрал для розового сада запущенный участок в задней части курортного парка, на берегу речки Оос. Там, на площади 1,6 га, еще в 1909-1912 годах был заложен барочный сад известным архитектором и пейзажистом Максом Леже. От некогда былого великолепия к 1950 году сохранились лишь монументальный фонтан «Жозефина» и система пятиметровых стриженых буков, разбивающая пространство зелеными кулисами на пять самостоятельных участков. Главными растениями на тот период здесь были картофель и овощи. Сад располагался в конце знаменитой Лихтентальской аллеи – излюбленного места прогулок европейской знати, воспетого И.Тургеневым в своем произведении «Дым».
В 1952 году розарий, получивший в честь главы города название Геннеранлаге, был открыт для публики. В этом же году здесь был проведен и первый конкурс на звание «Золотая Роза Баден-Бадена». Отметим, что до 1952 года на территории Германии вообще не было ни одного конкурсного розария. Позднее, в связи необходимостью расширения площади под конкурс, экспозиция «переехала» на постоянное место жительства в другой розарий, на гору Бойтиг (aufdemBeutig).
В розарии растут около 20 000 кустов более 400 сортов. Судя по информации на стенде у входа в розарий, все розы распределены следующим образом:
- 251 сортов чайно-гибридных, полиантовых и флорибунда. Немцы их называют Edelrosen, то есть «благородные розы».
- 43 сорта кустовых роз.
- 46 плетистых вариаций.
- 28 сортов плакучих форм.
- 33 сорта на высоких штамбах.
Здесь же, на стенде, указаны все наименования роз, их оригинаторы, год создания и номер, под которым роза находится в саду. Таким образом, при желании найти какую-то определенную розу не составляет труда.
Все сорта, представленные в различных ландшафтных формах, созданы, за исключением 3-4 сортов, во второй половине XX и начале XXI века. Поэтому тем, кто интересуется новыми розами для своих собственных коллекций, этот сад будет наиболее интересен.
Однако, как уже упоминалось, розарий в Баден-Бадене имеет «филиал» – на горе Бойтиг сегодня располагается конкурсный розарий. Но он, в отличие от своего «собрата» на Лихтентальской аллее, выполнен совершенно в ином стиле. На склоне горы – настоящий праздничный фейерверк из вьющихся роз. Такое впечатление, что здесь собраны все плетистые сорта мира, – так много здесь арок, туннелей, каскадов, розовых стен.
Очутившись внутри, понимаешь эстетику розария, его величие и действительную исключительность. Удивительное дело: кустовых роз поначалу совсем не замечаешь, как будто их нет вовсе. Розовые туннели ошеломляют настолько, что нужно какое-то время, чтобы придти в себя и оглядеться. А вот и кустовые массивы. Они хоть и многочисленны, но очень маленькие по размеру. Цветочные «кровати», как их называют в Европе, представляют собой квадратики метр на метр. Это – коллекция сортов Дэвида Остина (70 сортов). Известно, что английский селекционер Остин первый обратился к «ностальгической» теме старинных роз. Ему пришла в голову идея создать серию роз, которые обладали бы красотой старых вариаций, но были невосприимчивы к болезням, постоянно цвели и изысканно пахли: то есть, сочетали бы в себе лучшие качества старинных и современных роз. Так появились «английские розы Дэвида Остина». Этой замечательной коллекции в розарии отведено особое место.
Основная архитектурная идея сада – четыре времени года. В планировке использованы две главные аллеи, пересекающиеся под прямым углом и разделяющие весь розарий на четыре зоны. На концах аллей установлены статуи греческих богинь, символизирующих весну, осень, зиму и лето.
Справа от основной экспозиции – так называемый «Концертгартен», то есть место, где проводятся концерты и мероприятия. По кругу в четырех местах высажены конкурсные розы. А поскольку розы участвуют в конкурсе в течение двух лет, то таких участков тоже получается четыре, по году подведения итогов – розы 2010, 2011, 2012 и 2013 годов.
Розарий открыт для публичного посещения с 1981 года, когда в Баден-Бадене проводился большой садовый фестиваль. До этого времени в него могли попасть только специалисты, поскольку главным его предназначением был и остается конкурс.
Оценка роз производится экспертным международным жюри по 100-балльной системе по 8 характеристикам: выносливость, новизна, общее впечатление (габитус и лиственный покров), окраска и форма бутонов и цветков, а также их аромат. Решающую же роль при выборе кандидатов на почетное звание «Золотая роза Баден-Бадена» играет сам цветок. Он должен быть красивым и ярким, длительно цвести, обладать сочной палитрой красок. Кроме того, цветок должен долго
Ежегодно в конкурсе принимают участие около 100 роз, таким образом, посетители могут увидеть сразу примерно 400 новых сортов роз (по числу конкурсных лет), которые в ближайшее время станут предметом вожделения любителей по всему миру.
В 2011 году почетного звания «Золотая роза Баден-Бадена» удостоена быстрорастущая роза флорибунда ‘Hansestadt Rostock’, получившая 79 балов из 100. Насыщенно-зеленая листва подчеркивает великолепные махровые цветки абрикосово-оранжевой окраски, собранные в зонтиковидные соцветия. На одном стебле одновременно формируется столько цветков, что создается впечатление настоящего цветочного моря, источающего нежный слабый аромат. Уже в первый год при групповой посадке кусты полностью смыкаются, образуя красивую живую стену. Компактная роза с обильным и продолжительным цветением идеально подходит как для частных садов, так и для общественного озеленения. Этот замечательный сорт был выведен в питомнике Розен Тантау, что находится на северо-западе от Гамбурга в Германии.
Существуют также премия «За лучший аромат», специальная премия «Объединения немецких любителей роз», премия Великого Герцогства Люксембург, не говоря уже о золотых, серебряных и бронзовых медалях в каждой садовой группе.
Поскольку в Германии это единственное место, где проводится конкурс новых сортов, то, естественно, что немецкие производители и селекционеры принимают в нем самое активное участие. Журнал «Розы и Розарии», издаваемый во Франции, не поленился подсчитать итоги конкурсов последних трех лет (2008-2010). Из 290 сортов, представленных на конкурс в этот период в Баден-Бадене, подавляющее большинство составляют розы селекционеров Франции и Германии – 177 (100 и 77 соответственно). Но, несмотря на обилие французских новинок, жюри благоволило к немецким сортам: за три года немецкие розы завоевали всего 19 медалей, в том числе 5 золотых, а французы – лишь 12 медалей (3 золотых). За этими двумя странами следуют в порядке убывания Дания (5 и 1), Бельгия (3 и 2), Великобритания (2 и 1), Голландия (2 и 0), остальные имели по одной медали – США и Ирландия.
Отметим, что далеко не каждый розарий удостаивается звания «Сад мастерства». Это звание («Award of Garden Excellence») было присуждено розарию на горе Бойтиг в Баден-Бадене Всемирной Федерацией Обществ Роз в 2003 году.
Наконец, следует сказать и о розах-посвящениях. Одна из них выведена садовой фирмой Кордес и называется ‘Воспоминание о Баден-Бадене’. Другая принадлежит английскому розоводу Кристоферу Уорнеру и имеет название ‘Привет из Баден-Бадена’.
Текст и фото: Юта АРБАТСКАЯ, Константин ВИХЛЯЕВ