Франция. Орлеан. Розарий Жана Дюпона
Французский город Орлеан, который часто называют «городом роз», находится в 130 км от Парижа.
Выращиванием роз орлеанские жители занимались еще в XI веке. В хронике аббатства Меюн-сюр-Луар, отмечено, что среди набора лекарственных и пряных растений монастырского сада было много розовых кустов. С XIII века розы появились в садах знатных орлеанских семей, а в XVII столетии садоводство становится одним из основных видов деятельности в Орлеане. Состав почвы, благоприятный мягкий климат, многочисленные, по-королевски богато украшенные сады вдоль берегов Луары, а также близость к столице привели к тому, что в начале девятнадцатого века в Орлеане стали возникать крупные розарии. Распространению моды на розы в это время немало способствовала Жозефина Богарне, супруга Наполеона. Не только в Орлеане, но практически во всех регионах Франции в первые годы XIX столетия стали стремительно появляться питомники, где садоводы занимались исключительно выведением новых сортов роз. В Орлеане первым селекционером и первым владельцем большого питомника, специализировавшемся на выращивании роз, был Може (Mauget). Питомник находился в пригороде Орлеана, местечке Банье. В течение 30 лет (1819-1849) Може вывел и распространил по всей стране около 60 новых сортов роз. После Може в Орлеане было много различных садоводов, занимавшихся выращиванием роз. Среди них можно отметить такие имена, как Эдуард Дефоссе, Довесс, Исидор Рибо, Корбюф, братья Транзон. Значительный вклад в выращивание роз в Орлеане внесла династия Винерон (Vigneron). Отец Жак Винерон, а затем его сын Алсид в течение 60 лет были ведущими производителями роз в провинции. Это были коммерсанты, продвигавшие на рынок не только орлеанские розы, но и все новые сорта, появлявшиеся во Франции. В 1905 году каталог питомников Дома «Винерон и сын» насчитывал около 1000 сортов роз. Наряду с семьей Винеронов в Орлеане и его предместьях трудились и другие розоводы, не менее известные сегодня во Франции. К ним можно отнести династии Вильморен, Робишон, Левавассер, Тюрба, Гушо, уже упоминавшиеся нами Барбье и многих других. Начиная с 1970 года, для Орлеана наступили трудные времена. Новый экономический кризис поразил отрасль садоводства. Многие питомники в Орлеане стали закрываться, а некоторые переместились подальше от Орлеана – в провинции Сен-Дени-эн-Валь, Сен-Сир-эн-Валь, и дальше – в Питивье и Беллегард. Орлеан остался «колыбелью роз», но опустевшей колыбелью. Молодежь отказывалась продолжать дело отцов и дедов, преемственность в деле семейного разведения роз стала трещать по швам. В 90-е годы прошлого столетия снова начался некоторый подъем в экономике Франции, а вместе с ней и оживление садоводческой деятельности Орлеана. Правда, основная часть питомников теперь находилась уже далеко за чертой города. Именно тогда в общественной среде возникла идея о воссоздании былой славы Орлеана, как «розовой столицы». Идея состояла в том, чтобы в одном месте собрать все розы, выведенные орлеанскими селекционерами за всю историю орлеанского садоводства, во всяком случае, хотя бы те, которые еще можно найти. Марсель Тюрба, сын орлеанского селекционера Эжена Тюрба, всегда мечтавший о подобной коллекции, взял на себя обязанность составить список орлеанских роз, сохранившихся в коллекционных розариях, в том числе в Лей-ле-Роз и Зандерхаузен (Германия). К сожалению, как оказалось, многие сорта утеряны навсегда. Так, из 60 роз, выведенных первым орлеанским селекционером Може в период с 1819 по 1849 годы, были найдены только две. Некоторым селекционерам повезло больше. Например, из 62 сортов роз, выведенных Эженом Тюрба, были найдены 45.
В общей сложности из 400 орлеанских сортов, запущенных в торговлю за всю историю розоводства в этом регионе, начиная с розы Може «Амарант» (1819), удалось разыскать и посадить в розарии лишь около 250 сортов. Примерно 200 из них выведены до 1939 года.
Розарий решено было разбить на месте питомника роз Жана Дюпона. Жан Дюпон (1890-1968) был владельцем питомника, устроенного в традиционном квартале питомников вокруг церкви Сен-Марсо (Святого Марка). Ему принадлежит также авторство нескольких сортов роз. На месте бывшего питомника Дюпона был разбит парк Леона Шено, частью которого стал и розарий Жана Дюпона, заложенный в 1995 году. Первые орлеанские розы были высажены здесь в 1996 году. 31 августа того же года селекционер Андре Эв «окрестил» там свою новинку – розу «SaintFiacred’Orléans». Посадки продолжались в течение следующих двух лет, и, в конечном счете, розарий был официально открыт 28 августа 1998 года. На торжественном открытии присутствовали потомки Жана Дюпона – его сыновья Ксавье и Жерар Дюпон, дочь Одиль Фуссье, внук Ив Дюпон и даже правнук Марсо Дюпон.
Говоря об архитектурных особенностях розария, надо отметить, что сад имеет форму трапеции, основанием которой служит задняя стена церкви Сен-Марсо. В центре розария располагаются кустовые розы, для каждой из которых выделен квадрат земли с таким расчетом, чтобы экспозиция выглядела как музейное собрание редких экспонатов. По периметру возвышаются оригинальные металлические конструкции, на которых представлены плетистые розы селекции Барбье. Опоры эти стилизованы под цветочные вазы, сплетенные из лозы. Возможно, в основу идеи положен тот факт, что в старину розы на конкурсах представлялись либо в срезанном виде, либо в горшках и плетеных корзинах. А так как здесь собраны только те розы, которые точно участвовали в конкурсах в разные годы, то «вазы-опоры» не только уместны, но и создают необходимое для музея ощущение безвозвратно ушедшей эпохи, – в данном случае славной эпохи орлеанских роз. Даже тот факт, что часть этих опор собрана в некое подобие «натюрморта» из ваз – в дальнем углу сада они расположены весьма плотно друг к другу – отсылает наблюдателя к воспоминаниям о наборе конкурсных экземпляров на столе жюри.
В целом вся композиция подчинена духу истории. Например, древние стены церкви замечательно служат нейтральным фоном для роз, внешняя ограда оплетена вьющимися розами так, как это было модно в деревенских домах в позапрошлом веке. Даже ряд стриженых лип, пока еще молодых, через несколько лет будет напоминать тенистые аллеи Люксембургского сада и Тюильри – тоже элемент ушедшей эпохи романтизма. Весь розовый сад, несмотря на свои скромные размеры, оставляет радостное впечатление, а желание местных садоводческих обществ сохранить исторические розы и имена их авторов, безусловно, достойно восхищения. Иными словами, возникновение этого розария-музея наглядно демонстрирует, что достоянием города могут являться не только памятники и достопримечательности. История садоводства и его достижений также должны являться частью этого достояния, которое необходимо передавать будущим поколениям.
Текст и фото: Юта АРБАТСКАЯ, Константин ВИХЛЯЕВ