Испания. Барселона. Розарий Сервантеса
Заслуживает внимания, потому что:
– органично соединились несколько основных архитектурных и ботанических идей;
– чтобы реализовать идею сада-музея, сада-коллекции видов и сортов роз от времен их появления в Европе до последних достижений мировой селекции, автор проекта использовал покатый рельеф, распределив секции сада на террасах, что придало розарию глубину и объем;
– удачно использованы приемы стилизации под средневековые испанские сады и виноградники: ограждения, опоры, беседки, перголы, выполненные из нарочито грубых деревянных стволов, перевязанных бечевкой.
Одно из красивейших мест Барселоны – розарий Сервантеса. Он находится на авеню Диагональ в тихом районе Университетского городка. Заходя через центральный вход, посетители видят небольшой садик во французском стиле. Между ровными геометрическими рядами стриженого буксуса посажены небольшие группы растений. Это ароматный сад – сад “Parfum”, где 235 наименований роз! В центре – скульптура обнаженной женщины (автор Элалия Фабрегас де Сентменат, 1964 г.). Чуть дальше – еще две абстрактные скульптуры – «Близнецы Ромбы», выполненные художником Андре Альфаромом, 1977 г.
Розарий вплотную примыкает к парку Сервантеса, от которого и получил свое название. Парк и розарий составляют единую зеленую зону и занимают общую площадь 8,8 га, из них непосредственно под розовый сад отведено почти 5 гектаров. Их спроектировал в 1964 году ландшафтный архитектор Иоахим Касамор.
Наилучшее время для посещения розария – с мая по июль, когда цветение роз наиболее интенсивно. В саду собрано около 2000 сортов роз, а общее количество кустов превышает 10000.
Нижнюю часть розария занимает сад ароматных роз, далее – участки старинных и современных сортов, правая часть композиции отдана под экспозицию конкурсных видов, а наверху расположена богатая полукруглая пергола с 233 сортами плетистых роз, дугой опоясывающа верхнюю часть розария, и в пик цветения являющаяся кульминацией всей композиции….
В саду удачно использованы приемы стилизации под Средневековье. «Погружение» зрителя во времена Сервантеса усиливают шесть кряжистых маслин, разбивающих пространство на две неравные части, чтобы, с одной стороны, создать романтический фон для участка ароматных роз, а с другой – отделить партерную часть сада от амфитеатра главной экспозиции. Стилизацию хорошо подчеркивают традиционные для Испании фруктовые деревья: дикие яблони, сливы, айва, хурма, зизифус. Олеандры и пальмы также прекрасно «вписываются» в композицию, напоминая посетителям о знойном юге. Хороши широкие стриженые бордюры из сантолины, разделяющие полукруглые участки с розами. Вообще, в саду великолепно использован нейтральный серебристый цвет, которым обладают лаванда, сантолина, разнообразные злаки, дрок испанский, а также оливы и лох серебристый – все они являются фоном для ярких цветущих роз.
Розарий разделен на 43 участка, каждый из которых посвящен какой-то теме. Через сад проложен ботанический маршрут, следуя которому посетители последовательно оказываются то в Азии, то на Ближнем Востоке, то в Америке. По пути следования обустроены участки, где розы сгруппированы в зависимости от происхождения того или иного вида. Например, дамасские розы представлены Celsiana (1732), Omar Khayam (1894), Leda (1826), Botzaris (1856), Blush Damasc (1750), Madame Hardy (1832) и другие.
Среди роз семейства Portland – Blanc de Vibert (1863), Indigo (1830), Pergolèse (1860), Delambre (1863).
Старинные бурбонские розы включают Louise Odier (1851), Baron Gonella (1859), Adam Messerich (1920), Rose Eduard (1821), Mme. Pierre Oger (1878), La Reine Victoria (1872). Самая большая группа – это гибридные розы centifolia: Bullata (1815), Comtesse de Lacépède (1840), Robert le Diable (1850), Blanchefleur (1835), Duchesse de Rohan (1847). К ним же относятся и такназываемые мускусные розы – Mme. De La Rôche-Lambert (1851), James Mitchell (1861), Celina (1843), Comtesse de Murinais (1843), Souvenir de Pierre Vibert (1867), Marie de Blois (1852), Gloire des Mousseux (1852) и другие.
Множество старых сортов представлено в группах чайных и чайно-гибридных роз, группах рамблер и нуазет. Практически все знаменитые селекционеры, жившие и работавшие в XIX и начале XX века, представлены в саду своими самыми лучшими достижениями. Читая таблички, сопровождающие названия роз, не перестаешь удивляться бесконечному ряду прославленных и неизвестных имен – Jean-PierreVibert, JeanLaffay, VictorVerdier, Desconegut, Moreau-Robert, EugeneHardy, Marest, Portemer, LouisLévêque, FrançoisLacharme, PeterLambert, Neumann. Авторы розария Сервантеса не забыли и о сегодняшних мастерах. Здесь есть розы селекции таких знаменитых фамилий, как Dot, Meilland, Kordes, Harkness, Austin, Lens, Poulsen, Dickson, Tantau, Guillot и Barni.
Текст и фото: Юта АРБАТСКАЯ, Константин ВИХЛЯЕВ